Приложение № 1
К Приказу № 185-о от 20.06. 2023 г.
учебно-тематический план Школы приемных родителей
ГАУ «СРЦН «Золушка» Тавдинского района»
Номер строки |
Разделы |
Количество академических часов |
||
всего |
В том числе: |
|||
теория |
Практические занятия (тренинги), итоговая аттестация (собеседование) |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Введение в курс подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей |
4 |
2 |
2 |
2 |
Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей |
5 |
2 |
3 |
3 |
Этапы развития ребенка |
6 |
2 |
4 |
4 |
Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка |
7 |
2 |
5 |
5 |
Последствия от разрыва с кровной семьей для ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушение привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности) |
6 |
1 |
5 |
6 |
Адаптация приемного ребенка и приемной семьи |
7 |
2 |
5 |
7 |
«Трудное поведение» приемного ребенка, 6навыки управления «трудным» поведением ребенка |
8 |
2 |
6 |
8 |
Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка |
7 |
2 |
5 |
9 |
Особенности полового воспитания приемного ребенка |
6 |
2 |
4 |
10 |
Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка |
6 |
2 |
4 |
11 |
Основы законодательства РФ об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан |
7 |
3 |
4 |
12 |
Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям |
6 |
2 |
4 |
13 |
Подведение итогов освоения курса подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей |
2 |
0 |
2 |
14 |
Итоговая аттестация |
3 |
0 |
3 |
15 |
Всего |
80 |
24 |
56 |
******************************************************************************************
Формы семейного устройства детей-сирот: особенности и различия
В нашей стране есть несколько форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей: усыновление, опека и попечительство, приемная семья.
Самой приоритетной формой устройства детей считается усыновление (удочерение). Усыновление происходит по решению суда. После чего между ребенком и усыновителями возникают права и обязанности, как между родителями и детьми в родной семье. Родители могут поменять ребенку фамилию, имя и отчество, дату рождения, взять отпуск по уходу за ребенком и получить выплаты, положенные при рождении ребенка. В отношении усыновленного ребенка действует охраняемая законом «тайна усыновления», т.е. хранить тайну или сказать ребенку об усыновлении — решают родители.
Опека (до 14 лет) и попечительство (с 14 до 18 лет) устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей. Опекун становится законным представителем ребенка и получает ежемесячное пособие на его содержание, контролирует сохранение и использование его имущества. Ребенок сохраняет свою фамилию, имя, отчество, право на получение жилплощади, социальные льготы. Органы опеки контролируют условия содержания, воспитания и образования ребенка. Эта форма подходит для семей, где воспитание детей берут на себя бабушки, дедушки или другие родственники.
Приемная семья подразумевает устройство детей на основании договора между органом опеки и приемными родителями о передаче ребенка на воспитание в семью. Приемными родителями могут быть супруги, а также отдельные граждане, желающие принять ребенка или детей на воспитание. Лица, не состоящие в браке между собой, не могут быть приемными родителями одного и того же ребенка. Приемному родителю платится зарплата и засчитывается трудовой стаж. Родители получают пособие на содержание ребенка и льготы для семьи. Ребенок, переданный в приемную семью, сохраняет право на причитающиеся ему алименты, пенсию, пособия и другие социальные выплаты, а также право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением; при отсутствии жилого помещения имеет право на предоставление ему жилого помещения в соответствии с действующим законодательством. Устройство детей в приемную семью не влечет за собой возникновения между приемными родителями и приемными детьми алиментных и наследственных правоотношений, вытекающих из законодательства Российской Федерации. Органы опеки осуществляют регулярный контроль за условиями содержания, воспитания и образования ребенка, а также за расходованием средств.
Временная передача детей в семьи не является формой устройства ребенка в семью и осуществляется в интересах детей в целях обеспечения их воспитания и гармоничного развития. Ребенок проводит в семье лишь часть своего времени — выходные, праздники или каникулы. Срок временного пребывания ребенка в семье не может превышать 3 месяца. Эта форма предназначена для воспитания и гармоничного развития детей и зачастую используется как переходная будущими опекунами или приемными родителями.
Каждая из форм семейного устройства имеет свои особенности, свои «плюсы» и «минусы». При усыновлении, установлении опеки и попечительства выдвигают достаточно жесткие требования к потенциальным родителям. Эти требования касаются доходов, жилья и социальной успешности кандидатов. Есть отличия и в плане материальной поддержки родителей.
Если вы сомневаетесь в выборе семейного устройства, попробуйте понять, кем бы вы хотели стать для ребенка. Осознайте возможные риски, которые будут сопровождать этот выбор.
Но главное помните, что вы берете на себя ответственность за самое прекрасное, что есть на Земле, за ребенка с чуткой и нежной душой, чья жизнь и здоровье бесценны!
«Школа приемных родителей»
Это школа для лиц, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан, либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах.
Цель ШПР – формирование психолого-педагогических знаний и подготовка кандидатов в замещающие родители к изменению структуры семьи и новым семейным взаимоотношениям (психологической готовности к принятию ребенка).
Задачи ШПР:
- Создание единого информационного пространства по вопросам, связанным с приемом ребенка в семью;
- Повышение уровня юридической, медицинской, социально-психологической и педагогической компетентности кандидатов в приемные родители;
- Формирование навыков психолого-педагогического подхода кандидатов в приемные родители к ребенку с учетом его индивидуальных особенностей;
- Формирование психологической готовности граждан к приёму ребенка в семью;
- Повышение социального статуса замещающей семьи, обеспечение приоритета семейных форм воспитания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей;
- Профилактика кризисных ситуаций в семьях, принявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Форма обучения:
- очная (предполагает обучение в группе)
- очно-заочная (предполагает: частичное изучение информации самостоятельно, индивидуальные консультации).
Для кого очно-заочная форма?
Очно-заочная форма ШПР создана для лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (опекунов, усыновителей), не имеющих возможность посещать занятия по очной форме обучения, ввиду:
1. территориальной отдаленности;
2. наличия детей малого возраста или других категорий лиц, без возможности оставлять на длительное время ребенка без присмотра;
3. физических ограничений (например, опорно-двигательного аппарата, проблемы со слухом, зрением);
4. уважительной причины, не имеющие возможности регулярно посещать занятия.
Полный курс – 1,5 месяца. Объем Программы составляет 80 академических часов.
Занятия проводятся в форме интерактивных лекций, семинаров, практических занятий и тренингов.
Занятия проводит психолог, специалист по социальной работе, фельдшер, специалист отдела опеки и попечительства Управления социальной политики № 7.
Для зачисления в «Школу приемных родителей» Вам необходимо:
1. Заполнить заявление гражданина, выразившего желание принять и воспитывать ребенка, оставшегося без попечения родителей, в семью
2. Предоставить копию паспорта.
3. При наличии направления на обучение в Школе приемных родителей из Органа опеки и попечительства предоставить его.
4. Договор об оказании услуг по подготовке лиц, желающих принять в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (в 2х экземплярах)
5. Заявление – согласие на прохождение психологического обследования
ВНИМАНИЕ! При самостоятельном заполнении двух экземпляров соглашения и заявления просьба не ставить дату заполнения.
Количество слушателей в группе очного обучения не более 15 человек.
По окончании курса подготовки Вы проходите итоговую аттестацию в форме собеседования. К аттестации допускаются лица, прошедшие полный курс обучения в Школе приемных родителей.
При успешном прохождении аттестации, Вы получаете СВИДЕТЕЛЬСТВО о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории РФ.
Все услуги «Школы приёмных родителей» оказываются бесплатно.
Всех граждан, желающих пройти курс
«Школы приёмных родителей», мы ждём по адресу:
Адрес: Свердловская обл., г. Тавда, ул. Рабочая, 3
Отделение сопровождения замещающих семей ГАУ «СРЦН «Золушка» Тавдинского района»
Тел. (34360) 5-22-58, 5-23-38
Специалист по социальной работе Стоцкая Ольга Александровна
Психолог Петрущенко Оксана Александровна
Часы приема: ПН-ЧТ 8:30-17-30,
ПТ 8:30-16-30.
Положение о «Школе приемных родителей» (.pdf 1.37 MB) (размещен: 11.05.2021)
Программа «Школы приемных родителей» (.doc 1.45 MB) (размещен: 11.05.2021)
Бланк заявления (.doc 42 KB) (размещен: 11.05.2021)
Бланк согласия на прохождение психологического обследования (.doc 50.5 KB) (размещен: 11.05.2021)
***************************************************************************************************
ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ЦЕНТРА «ДЕТИ В СЕМЬЕ»
БФ «ВОЛОНТЕРЫ В ПОМОЩЬ ДЕТЯМ-СИРОТАМ»
Специалисты Горячей Линии Информационного центра оказывают юридическую, психологическую, информационную помощь как семьям, которые только готовятся к воспитанию ребенка-сироты, так и состоявшимся приемным родителям. На линию могут также обращаться семьи, оказавшиеся в кризисной ситуации, при угрозе изъятия детей или при состоявшемся изъятии. Специалисты Линии консультируют лиц из числа бывших детей-сирот по юридическим и психологическим вопросам.
Если Вы:
обратитесь к специалистам нашей горячей линии по телефону:
8-800-700-88-05 (с 10.00 - 20.00 и 1.00 - 10.00)
Консультативная помощь по вопросам семейного устройства может быть оказана жителям любого региона РФ (звонки из любого региона бесплатны).
Наш сайт www.otkazniki.ru
*************************************************************************************************
ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ:
Каков первый шаг в усыновлении?
Первый шаг - обращение в органы опеки по вашему месту жительства для получения Заключения о возможности быть усыновителем.
Задача специалиста выслушать вас, выяснить мотив усыновления, разъяснить требования закона, права и обязанности усыновителей по отношению к усыновлённому ребёнку, изложить последовательность процедуры оформления, ответить на ваши вопросы и выдать необходимые бланки.
Основные этапы прохождения инстанций выглядят таким образом:
1. Посещение органов опеки и попечительства по своему месту жительства для получения консультации по вопросу принятия ребенка в семью.
2. Прохождение обучения в школе приёмных родителей. Параллельно с обучением: обход врачей, сбор справок и подготовка документов для предоставления их в органы опеки и попечительства.
3. Подача заявления и всех необходимых документов в органы опеки и попечительства с просьбой о выдаче заключения о возможности быть усыновителем или заявления с просьбой о назначении опекуном (в том числе на возмездной основе).
4. Обследование специалистом органов опеки и попечительства жилищно-бытовых условий кандидата.
5. Получение заключения и постановка на учет в качестве кандидата на принятие ребенка в свою семью на выбранную форму устройства.
6. Знакомство с анкетами детей и конфиденциальной информацией о детях, выбор ребенка и получение направления на посещение ребенка по месту его фактического нахождения.
7. Личное знакомство с ребенком, ознакомление с документов ребенка, хранящимися в его личном деле, и с медицинским заключением о состоянии его здоровья.
8. Если на территории района (города) вашего проживания нет детей, которых Вы могли бы принять в семью, Вы можете обратиться в региональный банк данных или осуществлять поиск ребенка самостоятельно в органах опеки и попечительства других регионов. Полный перечень органов опеки и попечительства всех регионов РФ, а также операторов региональных банков данных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, (с адресами и контактными телефонами) вы найдете на сайте Министерства образования РФ
Могут ли усыновить люди, способные родить или уже имеющие детей? Если нет, то требуется ли предоставлять в органы опеки справку о невозможности родить?
Несомненно, могут!
Не существует ни одного законодательного ограничения для усыновления людьми, способными родить и/или имеющими детей, кровных и/или усыновлённых, опекаемых и т.п.
Требование органами опеки каких-либо справок или документов, подтверждающих бесплодие, абсолютно незаконно. В таком случае вам следует потребовать от специалиста опеки нормативный документ, на основании которого выдвигается такое требование. Можете потребовать письменный запрос от органов опеки в медучреждение для получения такой справки, но с этим запросом идите не в медучреждение, а обращайтесь в вышестоящую инстанцию или в районную прокуратуру для опротестования этого незаконного требования.
Может ли усыновить ребёнка одинокий человек?
Да, может. В законодательстве предусмотрено, как усыновление супружеской парой, одним из супругов или одиноким, не состоящим в браке, усыновителем.
Супружеская пара предоставляет в орган опеки, а затем и в суд свидетельство о браке.
Следует учесть, что к одиноким усыновителям органы опеки относятся более осторожно, тщательно изучают мотивы усыновления и семейную обстановку в доме кандидата.
Кроме того, Семейный кодекс (п. 4, ст. 127 СК РФ) запрещает лицам, не состоящим между собой в браке, совместно усыновить одного и того же ребенка.
Какие существуют ограничения по возрасту усыновителей и опекунов?
Усыновить могут только совершеннолетние граждане, законодательных ограничений по верхней границе для усыновителей и опекунов не существует.
Не оговорен в законодательстве и минимальный возраст, передаваемых под опеку или усыновление детей.
Существует только ограничение по минимальной разнице в возрасте между одиноким усыновителем и усыновляемым ребенком - она должна составлять не менее 16 лет (п.1, ст.128 СК РФ).
Сколько стоит усыновить ребёнка для российских граждан?
Все процедуры усыновления бесплатны. Подача заявлений, медицинские освидетельствования кандидатов и детей, получение всех справок - всё бесплатно. Госпошлина в суде не взимается.
Однако расходы, связанные с усыновлением, неизбежны. Стоит предусмотреть расходы на транспорт, если придётся подыскивать ребёнка в другом регионе, а также временное там проживание и, разумеется, подготовку дома для принятия ребёнка: приобретение мебели, одежды, игрушек, книжек и т.п.
Мы прописаны в одном городе, а живем на съемной квартире в другом, в какие органы опеки нам идти?
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Гражданского кодекса РФ, местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Нормы Постановления Правительства РФ от 18.05.2009 N 423 и Постановления Правительства РФ от 29.03.2000 N 275 определяют, что гражданин, выразивший желание принять ребёнка в семью, подает в орган опеки и попечительства по месту своего жительства заявление с просьбой о назначении его опекуном (выдачи заключения о возможности быть опекуном либо усыновителем).
Таким образом органы опеки обязаны работать с гражданами по месту их фактического пребывания, однако место пребывания должно быть подтверждено документально. Оптимально, если это будет зарегистрированный договор найма с длительностью не менее года и регистрация по месту пребывания. Наличие этих документов не отменяет необходимость предоставления документов с места постоянного проживания.
Обследование жилищно-бытовых условий должно быть проведено по месту будущего проживания ребенка.
В какие сроки и с какого момента должно быть рассмотрено в органах опеки заявление граждан, намеревающихся усыновить ребенка?
Законом установлен максимальный срок 17 рабочих дней с момента принятия заявления и необходимых документов, подготавливаемых будущим усыновителем. В этот срок входит рассмотрение, проверка этих документов, обследование жилищно-бытовых условий (если усыновитель фактически проживает на данной территории) и выдача заключения о возможности быть усыновителем.
Отрицательное заключение и основанный на нем отказ в постановке на учет в качестве кандидатов в усыновители должно быть выдано заявителю в 3-дневный срок с даты его подписания. Одновременно заявителю возвращаются все документы и разъясняется порядок обжалования решения.
Указанные сроки также применимы в отношении получения заключения о возможности быть опекуном (попечителем).
У выбранного нами ребенка есть двое старших братьев, можем ли мы удочерить только младшую девочку?
Разделять детей закон позволяет только в крайнем случае, когда дети не знают друг друга, или один из разделяемых детей имеет инвалидность и находится в специализированном учреждении, и усыновление одного из них отвечает его интересам. Интересы усыновителей в расчет не принимаются, так как усыновление - форма защиты детей.
Могут ли опекуны проживать отдельно от подопечных?
Нет, отдельно от подопечных могут проживать только попечители.
Гражданский Кодекс (ч.2 ст. 36) устанавливает обязанность опекунов проживать совместно с подопечным. Под «совместным проживанием» здесь понимается проживание в одном жилом помещении (квартире, доме). Попечители могут проживать отдельно от подопечных только в том случае, если подопечному исполнилось 16 лет, и опекун добился разрешения органов опеки и попечительства на раздельное проживание. В этом случае придется доказывать, что проживать отдельно необходимо, и при этом права и интересы ребенка не будут нарушены. Если возникла такая необходимость, то опекун должен обратиться в органы опеки и попечительства с письменным заявлением. Раздельное проживание не прекращает прав и обязанностей попечителя и подопечного.
Я хотела бы взять под опеку 5 летнюю дочь бывшей соседки, правда ли, что если потом на ребёнка найдётся усыновитель, её у меня отберут?
Нет. В соответствии со ст. 131 Семейного Кодекса, для усыновления ребенка, находящегося под опекой, необходимо согласие в письменной форме его опекуна (попечителя).
Несмотря на то, что в п.2 этой же статьи сказано, что суд вправе вынести решение об усыновлении ребенка без согласия опекуна, эта мера является исключительной и на практике практически не применяется (возможно, ее применение в том случае, если опекун не справляется со своими обязанностями).
Имеет ли право опекун использовать средства ребенка по своему усмотрению, на собственные нужды?
Денежные средства, выплачиваемые на подопечного ребенка, расходуются опекуном (попечителем) исключительно на нужды ребенка в соответствии со ст. 37 Гражданского кодекса РФ. Эти средства расходуются на содержание ребенка, приобретение одежды, обуви, на получение образования, дополнительного образования, организацию досуга и отдыха.
Должен ли опекун предоставлять отчетность органам опеки за выплачиваемые ему на содержание ребенка средства?
В Соответствии со ст. 25 Федерального закона РФ от 24.04.2008 № 48-ФЗ, опекун (попечитель) ежегодно не позднее 1 февраля текущего года, если иной срок не установлен договором об осуществлении опеки (попечительства), представляет в орган опеки и попечительства отчет в письменной форме за предыдущий год о хранении, об использовании имущества подопечного и об управлении имуществом подопечного, включая сведения о расходовании сумм, зачисляемых на отдельный номинальный счет, открываемый опекуном или попечителем в соответствии с п. 1 ст. 37 Гражданского кодекса РФ.
****************************************************************************************************